Упражнение 31. Найти кусочек пищи под бокалом
Восприятие: визуальное, 0-1 год
Учебная цель: улучшение визуального внимания
Задание: поднять бокал, чтобы взять из-под него кусочек пищи
Материал: бокал, изюминки или кекс, земляные орехи и др.
Сядьте напротив Анны за стол, поднимите вверх изюминку и подержите в поле зрения Анны. Скажите: "Посмотри, Анна!". Обратите внимание на то, чтобы она посмотрела на Вас, и положите изюминку перед ней на стол. Медленно накройте ее бокалом. Возьмите руку Анны и помогите ей опрокинуть бокал. Сделайте вид, что Вы удивлены, когда увидите изюминку, и воскликните: "Посмотри, Анна!". Повторите это, но пусть на этот раз Анна сама опрокинет бокал. Продолжайте упражнение до тех пор, пока она сама станет опрокидывать бокал.
Восприятие: слуховое, 0-1 год
Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года
Учебная цель: обращать внимание на знакомый шум и понимать его как сигнал для предстоящего события
Задание: остановиться, когда прозвучит звонок, обернуться на источник шума и подбежать к взрослому
Материал: звонкий колокольчик
Рома всегда любит купаться и ездить на автомобиле. Прежде чем произойдет это событие, громко позвоните у него за спиной колокольчиком. Как только он обернется, возьмите его за руку и скажите: "Купаться!" или "Поедем на автомобиле!" - и начинайте соответствующую подготовку. Если он при звуке колокольчика не поворачивается, то покрутите колокольчиком вокруг его головы, пока он не увидит движения колокольчика. Не давайте ему увидеть звенящий колокольчик до тех пор, пока не убедитесь, что он сам реагирует на шум. Когда он привыкнет к этому действию, он скорее услышит шум. Звоните колокольчиком только перед этими двумя процедурами и не делайте это в других случаях. Когда ему весь процесс будет знаком, звоните постепенно с более дальних расстояний.
Восприятие: слуховое, 0-1 год
Социальные отношения: интеракция, 0-1 год
Учебная цель: обучение слуховому восприятию
Задание: понять, что два по-разному звучащих слова относятся к двум разным действиям, различать звучание слов и ожидать ассоциированное действие
Материал: отсутствует
Выберите два хорошо звучащих слова и сопроводите их двумя движениями, которые радуют Бианку. Погладьте ей, например, животик и воскликните при этом: "Ти-ти-ти" - или похлопайте в ладони со словами: "Хлоп, хлоп". Соединяйте всегда одинаковое слово с одинаковым действием. Бианка будет обращать внимание на это слово и связывать его с соответствующим действием. После того как Вы повторили вместе несколько раз слово и действие, произнесите слово без соответствующего действия, чтобы увидеть, ожидает ли его Бианка. Подождите, например, несколько секунд, прежде чем погладить ее. Скажите: "Ти-ти-ти", повторите это еще раз и обратите внимание на то, ожидает ли Бианка, что ее погладят. Скажите также: "Хлоп, хлоп!" - и обратите внимание, протягивает ли она к Вам руки.
Восприятие: визуальное, 1-2 года
Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года
Учебная цель: улучшение визуального внимания и способности отличать предметы друг от друга
Задание: обыскать помещение в поисках определенного предмета и принести этот предмет не задерживаясь благодаря другим стимулам
Материал: коробки средней величины, 3 пары предметов обихода (например, ботинки, чашки, яблоки)
Положите 3 различных предмета в комнате так, чтобы их было хорошо видно. Встаньте с Георгом на место, откуда он сможет хорошо видеть предметы. Покажите ему один из предметов, например ботинок, поднимите его и скажите: "Принеси ботинок!". Если он затрудняется обнаружить в комнате нужный предмет, то привлеките его внимание к соответствующему месту, показывая в направлении ботинка. Если он его еще не замечает, то покажите ему прямо на ботинок. Если этого не достаточно, возьмите его за руку, покажите еще раз предмет и скажите: "Принеси ботинок!" - и подойдите с ним к ботинку. Принесите его вместе к исходной точке и положите в коробку. Хвалите Георга каждый раз, когда один из предметов возвращается в коробку, даже если Вы ему помогаете.
Повторяйте этот процесс, пока все предметы не окажутся в коробке. Когда у Георга появляется необходимое понимание речи, используйте только чисто языковую команду "Принеси ботинок!", не показывая ему предмет.
Восприятие: визуальное, 1-2 года
Учебная цель: улучшение визуального внимания в способности замечать
Задание: найти предмет, спрятанный под одной из трех чашек
Материал: 3 различные по виду чашки, 3 одинаковые чашки, кексы и др.
Сядьте за стол напротив Павла. Используйте для первой части упражнения 3 различные чашки или 3 различные емкости, например чашку, бокал и узкую высокую коробку. Поставьте три чашки или другие емкости рядом, перевернутыми на стол. Скажите: "Посмотри, Павел!" - и покажите ему кусочек кекса. Когда Вы убедитесь, что он наблюдает за Вашей рукой, спрячьте кекс под одной из трех емкостей. Не меняйте при этом положение чашек.
Скажите: "Возьми кекс!" - и укажите в направлении чашек чтобы побудить его искать кекс. Если он это явно не понимает, то возьмите его руку и поднимите ею нужную чашку. Сделайте вид, что Вы удивлены, когда увидите под ней кекс. Похвалите его и дайте ему съесть этот кекс. Когда он научится наблюдать за Вашей рукой и находить кекс под тремя различными по виду емкостями, повторите это упражнение с тремя одинаковыми чашками. Если он в состоянии находить кекс под одной из одинаковых чашек, то возьмите только 2 чашки, но поменяйте их местоположение когда будете класть кекс под одну из них.
Не забудьте каждый раз обращать внимание на то, чтобы Павел смотрел на Вашу руку, когда Вы прячете кекс.
Восприятие: визуальное, 1-2 года
Координация глаз, рук: контроль, 1-2 года
Учебная цель: обучение визуальному восприятию и координация глаз, рук
Задание: положить 4 кубика на коврик (подстилку)
Материал: 4 кубика, несколько листов белой бумаги или картона, широкий фломастер
Подготовьте несколько рабочих листов, перенеся очертания четырех кубиков на бумагу и рисуя возникающие линии. Изготовьте таким способом много образцов. Положите 1 из рабочих листков на стол и дайте Маше 1 кубик. Покажите на отмеченное место и скажите: "Положи его сюда!". Возьмите ее руку и положите ее кубик на соответствующее место. Похвалите Машу и повторите действие, пока все кубики не будут лежать на своих местах. Возьмите второй листок и действуйте тем же способом, но в этот раз, кладя четвертый кубик, не указывайте на оставшееся свободное место. Скажите только: "Положи его сюда!" - и наблюдайте, найдет ли Маша свободное место и положит ли туда кубик. Понемногу сокращайте свою помощь, пока Маша не. выполнит задание самостоятельно.
Восприятие: визуальное, 2-3 года
Познавательная деятельность: соотношение, 2-3 года
Учебная цель: обучение визуальной способности различать и изучение сочетания
Задание: найти эквивалент пары простых фигур
Материал: бумага, кисточка для рисования или фломастеры
Вырежьте маленькие прямоугольные карточки и нарисуйте на них фигуры. Изготовьте несколько таких фигур отдельно. Положите карточки на стол так, чтобы Федя мог охватить их одним взглядом. Дайте Феде в руку 1 фигурку и спросите: "Где другая?". Ведите его руку от одной карточки к другой, чтобы сравнить их. Если фигуры неодинаковые, говорите: "Нет, не подходит!" - и сравнивайте ее со следующей. Кода Вы попадете на нужную карточку, скажите: "Да, это подходит!" - и отложите обе карточки в сторону. Обращайте внимание на то, чтобы Федя точно видел, как Вы сравниваете фигуры. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не найдены совпадающие карточки. Сначала используйте за один раз только 3 фигуры, но постепенно увеличивайте количество и сложность фигур, если он делает успехи.
Восприятие: слуховое, 2-3 года
Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года
Учебная цель: различать и сочетать шумы
Задание: распознавать различные шумы и находить их источники
Материал: 3 пары предметов, которые издают определенный шум (колокольчик, гребень, звуковая игрушка, сигнальный свисток)
Сядьте с Даней за стол. Положите 2 различных предмета возле него, а их эквиваленты оставьте себе. Одним из предметов воспроизведите шум. Возьмите затем его в руку и помогите Дане произвести такой же звук соответствующим предметом. Отложите первую пару и повторите действие с другой. Положите также вторую пару на прежнее место, возьмите затем опять первый предмет, произведите с его помощью звук и заставьте Даню сделать то же самое. Наблюдайте, выбирает ли он правильный предмет. Если он берет не тот предмет, то отведите его руку и покажите ему правильный. Повторите этот процесс попеременно с обеими предметами. Если он систематически выбирает соответствующий предмет, то чередуйте последовательность.
Положите наконец все предметы в коробку за Вашей спиной, выберите один из них и произведите звук так, чтобы Даня не мог видеть, какой предмет Вы держите в руке. Заставьте его найти правильный эквивалент и воспроизвести подобный звук. Если он выполняет это упражнение уверенно, то увеличивайте количество предметов, которые Вы используете одновременно, но убедитесь, что звуки этих предметов можно хорошо различать.
Восприятие: визуальное, 2-3 года
Познавательная деятельность: соотношение, 2-3 года
Координация глаз, рук: контроль, 2-3 года
Тонкая моторика: оперирование материалом, 2-3 года
Учебная цель: систематически сравнивать и соотносить формы; улучшение координации глаз, рук
Задание: сложить 3 разных по форме предмета в обычную коробку с формами
Материал: коробка, 3 предмета, разных по форме и величине (например, большая деревянная бусина, 2 разных кубика)
Изготовьте обычную коробку с формами, перенося на крышку коробки контурные линии 3 предметов и вырезая их (можно использовать обувную коробку)
Обратите внимание на то, чтобы 3 предмета можно было легко просунуть в отверстия. Покажите Коле, как берут предмет, сравнивают с каждым из отверстий, пока не найдено верное, и затем опускают через отверстие в коробку. Затем дайте ему второй предмет. Если он еще не понимает, что он должен делать, то направьте его руку соответствующим способом. Направьте его руку к одному из отверстий так, чтобы можно было сравнить. Если предмет не проходит через отверстие, то скажите "нет" и перейдите к следующему отверстию. Если Вы попали в правильное отверстие, то скажите "да" и помогите ему его протолкнуть.
Повторите процесс, пока он не сможет протолкнуть в коробку все предметы без помощи. Если это коробка с формами для него слишком простая, изготовьте более сложную для большего числа предметов, различных по величине и форме.
Восприятие: визуальное, 3-4 года
Имитация: моторная, 2-3 года
Координация глаз, рук: контроль, 2-3 года
Учебная цель: отличать друг от друга образцы и строить по ним
Задание: сложить по образцу фигуру из пяти кубиков
Материал: 10 кубиков
Сядьте со Степой за стол. Дайте ему 5 кубиков, а остальные оставьте для себя. Скажите: "Посмотри сюда, Степан!" - и сложите из своих кубиков простой образец (башня, дорожка и т.п.). Обращайте внимание на то, смотрит ли Степан на Вас и разглядывает ли образец. Укажите на свои кубики и скажите: "Сделай то же самое!". Сначала Вы должны взять его руки и помочь ему сложить кубики в правильную позицию. Повторите это действие с тремя различными образцами. Ограничивайте свою помощь, когда он начинает самостоятельно складывать по образцу. Хвалите его за каждое правильное действие.
Восприятие: визуальное, 3-4 года
Познавательная деятельность: соотношение, 3-4 года
Учебная цель: улучшение визуального внимания, систематического сравнения и соотношения
Задание: соотнести 3 разные формы
Материал: плотная цветная бумага или картон
Вырежьте несколько треугольников, квадратов и кружков. Все формы должны иметь одинаковую величину и цвет. Положите 1 экземпляр каждой формы перед Димой. Отдельно подавайте ему другую форму и просите его положить ее на правильный экземпляр. Если он попытается положить одну из форм на несоответствующую стопку, то подведите его руку к соответствующей. Если он не понимает, что он должен делать, то подведите его руку с каждой формой к каждой из стопок и говорите: "Это подходит или не подходит?". Если Вы сначала распределили фигуры на столе, то называйте также отдельные формы, когда Вы даете ему отдельные формы для соотношения. Сначала он не поймет наименования, но постепенно различное звучание названий станет ему знакомо.
Восприятие: визуальное, 3-4 года
Познавательная деятельность: соотношение, 2-3 года
Учебная цель: обучение визуальному вниманию, сравнению и соотношению
Задание: соотносить формы различного размера
Материал: бумага, картон, клей, ножницы
Вырежьте несколько квадратов, треугольников, кружков и прямоугольников разных размеров. Фигуры должны быть одинаково окрашены. Наклейте одну из фигур на большой кусок плотного картона. Эквиваленты держите у себя. Положите картон с наклеенными фигурами возле Леры и подавайте ей эквиваленты. Пусть Лера положит их на оригиналы, причем она должна учитывать одинаковые форму и размер. Если она не справляется с этим заданием, то предложите ей сравнить вырезанную фигуру со всеми наклеенными, пока она не найдет нужную. Повторите это действие, пока все фигуры не будут лежать на нужных местах.
Восприятие: визуальное, 3-4 года
Координация глаз, рук: контроль 2-3 года
Учебная цель: содействие визуальному вниманию и восприятию формы
Задание: взять часть игры-головоломки из руки взрослого и найти в головоломке соответствующую нишу
Материал: простая головоломка с заполнением, состоящая из трех или четырех частей
Вытяните все части из игры-головоломки и положи разобранную игру на место Эдика. Части головоломки держите на коленях, где он не может их увидеть. Затем одну из частей подержите в поле его зрения и скажите: "Посмотри сюда, Эдик!". Если потребуется, то двигайте ею туда-сюда, пока он не посмотрит на нее. Затем дайте ее ему в руку и помогите ему покрутить ее так, чтобы он мог сравнить ее с каждой нишей игры, пока не найдет верное место. Затем помогите ему вставить часть. Повторите этот процесс другими частями и постепенно снижайте свою помощь, если он начнет самостоятельно находить правильное место. Каждый раз хвалите его, если он правильно вставил часть. Даже если он нашел правильную нишу, но затрудняется со вставкой, то помогите ему, чтобы он не потерял терпение. В первую очередь в этом задании речь идет о том, чтобы он нашел правильные ниши. Свою руку держите при этом в другой позиции, чтобы ему нужно было каждый раз искать.
Восприятие: визуальное, 3-4 года
Координация глаз, рук: контроль, 2-3 года
Учебная цель: улучшение визуального внимания
Задание: обращать внимание на указательные жесты, правильно вставлять части головоломки
Материал: простая головоломка, состоящая из трех или четырех частей
Разместите части головоломки на столе так, чтобы они входили в ее пустые места. Скажите: "Смотри сюда, Эрик!" - и укажите ему на одну из частей. Когда он посмотрит, скажите: "Вставь одну!". Если ему нужна помощь, то возьмите его руку, помогите взять часть головоломки, сравнить ее с гнездом и вложить ее в нужное. Если он попытается взять другую часть, а не ту, на которую Вы указали, то остановите его и привлеките его взгляд к правильной части. Повторите это действие, пока он не вставит все части. Так как речь идет в первую очередь о тренировке восприятия, Вы не должны переживать, что ему не удается полностью вставить правильно все части. Хвалите его каждый раз, когда он выполняет упражнение правильно.
Восприятие: визуальное, 3-4 года
Познавательная деятельность: соотношение, 3-4 года
Тонкая моторика: хватание, 1-2 года
Учебная цель: улучшение визуального внимания, различать и соотносить цвета
Задание: различать 8 разных предметов по их цвету
Материал: 8 разных предметов, из которых 4 имеют одинаковый основной цвет, 2 блюда
Поставьте оба блюда возле Дани. Положите первый предмет на одно из блюд и назовите его цвет. Потом положите предмет другого цвета на другое блюдо и также назовите его цвет. Другие предметы держите у себя, чтобы Даня не отвлекался. Давайте ему по одному предмету и называйте его цвет. Если он кладет предмет на нужное блюдо, то говорите: "Да, голубой!" - и хвалите его. Если он пытается положить его не туда, то помогите ему его рукой и тоже похвалите. Продолжайте таким же образом, пока все предметы не отобраны по их цвету. Когда Даня почувствует себя уверенно, добавьте третий цвет. Не забывайте каждый раз называть цвет, чтобы он привыкал к различному звучанию обозначения цвета.